Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/642"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Тебе (а в этом и состоит блаженная жизнь), не стремятся
к действительно блаженной жизни. Или же все хотят ее,
но "плоть желает противного духу, а дух — противного
плоти" (Гал. V, 17), и потому многие довольствуются тем,
на что им хватает сил, предпочитая радоваться этому и
не желать обрести силы для большего. Если же я спрошу
у них, в чем хотят они обрести радость, в истине или
во лжи, то они, без сомнения, ответят, что в истине, ибо
и блаженство они хотят обрести истинное, а не ложное.
Но ведь Истина — это Ты. Значит, именно этой блаженной
жизни желают все, все хотят радости от истины. Есть
немало людей, которые охотно обманывают других, но я
не знаю никого, кто хотел бы быть обманутым. Где же
узнали они о блаженной жизни, как не там, где узнали
они и об истине? Выходит, они любят то и другое: и
блаженную жизнь, и истину. Но и истину любят они
лишь потому, что в памяти их хранится воспоминание о
ней. Почему же они ей не радуются, почему не блаженны?
Потому, что другое захватило их; оно прежде сделает их
несчастными, чем слабая память сообщит им о том, что
сделало бы их счастливыми; "на малое время свет есть с
ними", пусть ходят, пока "не объяла их тьма" (Иоан. XII,
35).
Почему же истина порождает ненависть, почему невз-
любили они Того, Кто проповедовал им ее? Они ведь
хотят блаженной жизни, а она — это радость об истине.
Не потому ли, что истину любят так, что, что бы ни
любили, хотели бы, чтобы оно и было истиной? И так
как никто не хочет обманываться, то тем более не хочет,
чтобы его уличили в том, что он обманывается. Итак,
истину ненавидят из любви к тому, что считают истиной.
Они любят ее ласку, но ненавидят ее укоры. Желая
обманывать, но не желая обманываться, ее любят, когда
она показывает себя, и ненавидят, когда она показывает
их. За это и претерпят они от нее: она раскроет их, но
не откроется им сама. Увы, такова человеческая душа:
слепая и вялая, гнусная и недостойная, она хочет прятаться,
но не любит, когда прячутся от нее. Получает же она
обратное: от истины ей не укрыться, но истина легко
21 Зак. 3644
639