Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/641"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Где же и когда я узнал блаженную жизнь, если помню
и тоскую о ней, если так ее люблю? И ведь не я же
один: все жаждут обладать ею. Если бы знание о ней не
было твердым, не было бы и твердого желания ее иметь.
Что же это такое? Если спросить у двух людей, стремятся
ли они в армию, то один мог бы ответить утвердительно,
другой — отрицательно, но если бы спросили у каждого
из них, хочет ли он быть счастливым, оба не колеблясь
бы ответили: "Хочу". Но при этом один из них затем и
стремится к военной службе, чтобы быть счастливым,
другой с этой же целью хочет ее избежать. И это потому,
что у каждого своя радость, но блаженными хотят быть
решительно все. Спросите их, что есть общего в их
желаниях, и они ответят: "Мы хотим радоваться", и эту
радость они и называют блаженной жизнью. У каждого
свой путь, но цель — одна. А поскольку никто не может
сказать, что это, если у него нет собственного опыта, то
мы, услышав о блаженной жизни, узнаем о ней, порывшись
в своей памяти.
Глава XXII
Да будет далека, Господи, от сердца раба Твоего,
который исповедуется Тебе, да будет далека мысль полагать
себя блаженным, какою бы радостью он ни радовался.
Есть только одна радость, которой не дано испытать
нечестивым, но только тем, кто чтит Тебя бескорыстно:
их радость — Ты сам. И истинно блаженна только та
жизнь, в которой вся радость — это Ты, от Тебя и ради
Тебя; только в этом блаженство, и другого не дано. Тот
же, кто ищет радости в другом, гоняется за призраками;
но и у такого есть свое представление о радости, которого
он не бежит, также стремясь к блаженству.
Глава XXIII
Но можно ли всерьез утверждать, что все хотят бла-
женной жизни? Ведь те, которые не желают радоваться о
638