Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/639"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
мы забыли только о части его, память же, привыкнув к
целому и как бы охромев, требует возвращения недоста-
ющего? Мы повстречали знакомого, чье имя вылетело из
головы, и мы мысленно перебираем разные имена, но
лишь одно составляет с ним целое, и память не успокоится
до тех пор, пока не сведет их воедино. А где было это
имя, как не в самой памяти? Если даже нам напомнит
его кто-то другой, все равно оно уже находилось там. Мы
ведь не примем его на веру, но, вспомнив, подтвердим
его истинность. Ну, а если имя полностью забыто? Тут-то
и вспоминать нечего, а меж тем мы все равно ищем, а
значит все-таки забыли не до конца.
Глава XX
Как же искать мне Тебя, Господи? Когда ищу я Тебя,
я ищу блаженной жизни. Буду искать, чтобы жила душа
моя. Душа оживляет тело, душу же оживляешь Ты. Но
как искать мне блаженную жизнь? Ее я пока не достиг,
не могу сказать себе: "Вот она"! Но так как искал я ее,
то как искал? Так ли, что вспоминал о ней, как бы зная
о ней прежде, но забыв, хотя и помня о том, что забыл,
или же я никогда не знал о ней, или настолько забыл,
что и не вспомню об этом? Но разве не все стремятся
к блаженству? Откуда же они узнали об этом, если так
этого желают? Где увидели, чтобы полюбить? Не знаю
как, но как-то она есть у нас, жизнь блаженная, хотя
есть по-разному. Одни блаженны, уже достигнув ее, другие
— счастливы надеждой; последним хуже, чем первым, но
и они стократ блаженнее тех, кто и не живет блаженной
жизнью, и не уповает на нее. Но и эти должны же что-то
знать о ней, коль скоро и они о ней мечтают, хотя и
непонятно, откуда у них эти знания.
И я задаю себе вопрос: если это воспоминание, то,
значит, некогда мы все были блаженны, каждый ли сам
по себе, или же в том человеке, через которого грех
вошел в мир, в котором мы все умираем и от которого
рождаемся в скорби. Но суть не в этом, а в том,
636