Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сообщить ей ни одно из телесных чувств, ибо нет у них
ни запаха, ни вкуса, они не светятся и не издают звуков,
их нельзя пощупать. Я слышу только звуки обозначающих
их слов, но слова — одно, а обозначаемое ими — совсем
другое. Обозначение может быть сделано и на греческом,
и на латинском, но сами предметы не зависят ни от
греческого, ни от латинского. Я видел планы, начертанные
рукою мастеров: линии на них порою настолько тонки,
что напоминают паутинки; но линии, хранящиеся в моей
памяти, это не их образы, это — нечто иное. Их знаешь,
не связывая ни с каким телом, их узнаешь, погружаясь
в себя. Телесные чувства дают представления о числах,
ибо пересчитываем же мы видимые предметы. Но сами
числа не суть образы этих предметов, они куда реальней.
Пусть смеются надо мною те, кто не может этого понять;
я же посочувствую их смеху.
Глава XIII
Все вышеупомянутые представления я удерживаю в
памяти своей, помню и то, как им обучился. Память моя
хранит и многочисленные опровержения сказанного мною:
опровержения ложны, но память о них — истинна. Я
разграничил правильное и ложное, и запомнил эту грань.
Запомнил я также и то, что часто занимался этим раз-
граничением, но как часто и в связи с чем — помню
смутно. Также и то, что я сейчас различаю и понимаю,
я складываю в памяти, чтобы потом вспомнить, что сегодня
я это понимал. Я помню, что я помнил, и вспомню о
том, что вспомнил сейчас. Такова удивительная сила
памяти!
Глава XIV
Даже мои душевные волнения хранит та же память,
но не так, как они существуют в душе в момент страсти,
а иначе, так, как приличествует это памяти. Я вспоминаю
о былой радости, но это уже не радует меня так, как
631