Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/633"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
разум внушил их мне: нет, я все проверил собственным,
признал их правильность и доверил на хранение, дабы
при случае востребовать назад. Значит, они были в уме
еще до того, как я их усвоил, но в памяти их тогда еще
не было. Но если не в памяти, то где? Ведь когда мне
сказали о них, я узнал их и признал *за достоверные.
Выходит, они все-таки были в моей памяти, но были
запрятаны столь глубоко, что не напомни мне кто-либо
о них, сам бы я о них и не вспомнил.
Глава XI
Поэтому-то мы и говорим, что изучать то, что дано
нам в образах чувственного восприятия, но созерцается
без образов, как бы само в себе внутри нас, значит не
что иное, как размышлением как бы перебрать то, что и
прежде содержалось в памяти, но хранилось беспорядочно
и было разбросано кое-как, а затем разместить все это и
упорядочить, дабы теперь оно было всегда под рукой и
легко доставалось при обычном усилии ума.
Сколько хранится в памяти уже известного, того, что
всегда под рукой, о чем мы говорим, что изучили это и
знаем! Но если я перестану время от времени перебирать
это, оно вновь канет в ее глубинах, рассеется по укромным
тайникам. И тогда опять придется все это находить и
извлекать как нечто новое, знакомиться с ним и сводить
воедино. Отсюда и слово cogitare*. Cogo и cogito так же
соотносятся друг с другом, как ago и agito, facio и factito.
Ум овладел этим глаголом, поскольку именно в уме
происходит собирание, сведение воедино, а это и назы-
вается обдумыванием.
Глава XII
Таким же образом память содержит бесчисленные за-
коны и комбинации измерений и чисел; их не могло
* Думать. Августин полагает, что это слово связано со словом
cogendo (собирать).
630