Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/632"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
а их образы, и я твердо знаю, что и какими телесными
чувствами запечатлено во мне.
Глава IX
Но не только это хранит в себе память моя. Там есть
и то, что узнал я посредством различных наук: все это
как бы втиснуто в какое-то место, которое не есть место;
тут уже не образы, а как бы сами предметы. Все мои
познания в грамматике, диалектике и многом другом живут
в моей памяти, причем не в виде их образов, а непос-
редственно сами они. Они не отзвучали и исчезли, подобно
звукам, оставив в памяти только свой след, не пропахли
в воздухе, оставив образ запаха, не прочувствовались,
подобно пище, во рту, чтобы затем, потеряв свой вкус в
желудке, сохранить воспоминание о нем в памяти: не
сами эти явления хранит в себе память, но с изумительной
быстротою овладевает их образами, раскладывает их и при
воспоминании удивительным образом находит.
Глава X
Когда я слышу, что есть три рода вопросов: существует
ли? что существует? в каком виде существует? — я получаю
и удерживаю образы звуков, из которых составлены эти
слова, и знаю, что они прозвучали в воздухе и уже исчезли.
Мысли же, обозначенные этими звуками, я не мог вос-
принять ни одним из телесных чувств и нигде не мог
увидеть, кроме как в уме. В памяти хранились не образы
этих мыслей, а сами мысли. Откуда они вошли в меня?
Пусть объяснит, кто может. Вот, обозреваю я все двери
плоти моей, и не нахожу входа для них. Глаза вопрошают:
"А был ли у них цвет?"; уши вторят: "Звучали ли они?";
затем ноздри: "Каков их запах?"; чувство вкуса: "Коль
нет у них вкуса, то причем здесь я?"; осязание: "Раз они
бестелесны, то как я могло их ощупать?" Откуда же и
как проникли они в память мою? Не знаю. Не чужой же
629