Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ведь такою же силою оживляются и их тела. Есть другая
сила, не только оживляющая, но и дающая способность
ощущать; она велит глазу не слышать, а уху — не видеть,
но каждому органу делать свое дело; разное получаю я
через них, но при этом остаюсь единым духом. Но и эта
сила не интересует меня — и она есть и у коня, и у
лошака, также наделенных телесными чувствами.
Глава VIII
Оставляю в стороне и эту силу, постепенно восходя к
Создавшему меня. И вот вхожу я в обширные владения
памяти, сокровищницы бесчисленных представлений о вся-
кого рода вещах, доступных чувствам. Там сокрыто также
и то, о чем мы думаем, всячески видоизменяя постигаемое
чувствами. Там находится все, что мы вверили памяти и
что не поглотило еще забвение. Когда я обращаюсь к ней
и вызываю представления, то одни являются тотчас, другие
— нет, как бы отыскиваемые в каких-то дальних сундуках;
иные появляются не ко времени, будто бы вопрошая: "Не
нас ли ты звал?", и я отстраняю их рукою сердца моего
из воспоминаний до тех пор, пока не отыщу желаемое.
Другие же представления по мере вызова появляются легко
и легко же уходят на задний план, уступая место новым,
дабы затем вновь также легко появиться, когда я вновь
призову их. Так часто бывает, когда я что-либо рассказываю
по памяти.
В памяти сохраняются раздельно и по родам все впе-
чатления, которые проникли туда каждое в свое время и
каждое своим путем, например, свет, цвета и формы вещей
— через глаза, звуки — через уши, запахи — через
ноздри и т. п. Все это принимается на хранение в
обширные кладовые памяти, чтобы при необходимости
быть выданными обратно. Не сами вещи входят в память,
а только образы вещей, представляемые разуму при вос-
поминании о них. Но кто скажет, как возникают эти
образы того, что было воспринято чувствами и сокрыто
в глубине души? Ибо даже находясь в темноте и безмолвии
627