Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/63"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
демиков). И вот, если Зенона или Хризиппа спросить,
кто мудрый, он ответит, что мудрый тот, кого опишет
он. Напротив, Эпикур или другой кто-либо из противо-
положной секты станет отрицать это и будет настаивать,
что мудрый — это искуснейший ловец наслаждений.
Доходит дело до спора. Зенон кричит, и весь так назы-
ваемый портик поднимает тревогу, что человек рожден не
для чего другого, как только для честности, что она влечет
к себе души своим собственным блеском, без всякого
обещания каких-либо внешних выгод и без приманки
наград; а так называемое удовольствие Эпикура обще-де
одним скотам, и втягивать в общение с ним человека
преступно. А этот, напротив, созвав из садов на помощь
себе как бы вольную толпу людей пьяных, под влиянием
вина ищущих, кого бы растерзать неопрятными ногтями
и грубым языком, проповедуя народу преимущественное
значение наслаждения, приятности, покоя, с силою на-
стаивает, что без них никто не может быть блаженным.
На спор их случайно приходит академик, выслушивает
обоих, из коих каждый тянет его на свою сторону.
Согласись он с той или другой стороной, сторона, остав-
ленная им, провозгласит его сумасшедшим, невежественным
и безрассудным. Но он внимательно выслушает и ту, и
другую, и когда спросят его, как это ему кажется, ответит,
что он сомневается. Спроси после этого стоика: кто лучше,
Эпикур ли, который провозглашает его помешанным, или
академик, который заявляет, что о таком важном предмете
ему нужно еще подумать? Нет сомнения, что академик
будет поставлен выше. Обратись затем к другому и спроси,
кого он больше любит: Зенона ли, который называет его
животным, или Архезилая, от которого слышит: "Ты может
быть и правду говоришь, но я исследую это внимательнее".
Не очевидно ли, что Эпикур признает весь так называемый
портик безумным, а академиков, сравнительно с теми,
людьми скромными и осмотрительными? В таком роде
представляет Цицерон читателям забавнейшее зрелище
относительно всех сект, как бы показывая, что нет в них
никого, кто, усвояя себе, что вполне естественно, первое
место, не отводил бы второго тому, кого усматривает не
60