Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Такова польза исповеди не о моем прошедшем, но о
моем настоящем, которую я приношу не только пред
Тобою, но и пред сынами человеческими, верующими,
сообщниками в радости моей и соучастниками в моей
смертности, пред согражданами и спутниками моими в
жизни моей. Они слуги Твои, братья мри, которых Ты
благоволил усыновить и повелел мне служить им, если
хочу по благодати Твоей жить с Тобою. Если бы Сын
Твой, Слово Твое, только наставлял, этого было бы мало.
Но Он указал нам путь своим примером. Вот и я исполняю
повеление Твое словом и делом под сенью крыл Твоих.
Сам я мал и ничтожен, но вечно жив Отец мой и Он
сохранит меня. Кто произвел меня, Тот и сохраняет. Ты
— сокровище мое, которое всегда со мною. Итак, расскажу
теперь тем, кому Ты велишь мне служить, не о том,
каким я был, а о том, каким стал. Но я "сам не сужу
о себе" (I Кор. IV, 3): пусть помнят об этом слушающие
меня.
Глава V
Ты же, Господи, судишь меня, "ибо кто из человеков
знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего
в нем" (I Кор. II, 11)? Но есть нечто в человеке, чего
не знает и сам дух человеческий, живущий в нем, а Ты,
Господи, создавший человека, знаешь все. Да и сам я,
хотя уничижаю себя пред лицем Твоим и почитаю себя
прахом и пеплом, однако же знаю о Тебе нечто такое,
чего не знаю о себе. Конечно, теперь мы видим Тебя
как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и еще не
познали, как Ты познал нас (I Кор. XIII, 12); кроме того,
когда я удаляюсь от Тебя, то бываю ближе к себе, чем
к Тебе, и все-таки я знаю о Тебе, что Ты не можешь
согрешать, о себе же не знаю, каким искушениям могу
противиться, а каким — нет. Но так как Ты верен Своим
обещаниям, то верю: Ты не пошлешь нам искушений,
превосходящих наши силы. Итак, я исповедаюсь и в том,
что о себе знаю, и в том, чего не знаю. Ибо и то что
я знаю, знаю лишь посредством света 1 всего, а чего не
624