Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
КНИГА ДЕСЯТАЯ
Глава I
Да познаю я Тебя, ибо "теперь я знаю отчасти, а тогда
познаю, подобно как я познан" (I Кор. XIII, 12). Да
исполнится душа моя силой, да пребудет достоянием
Твоим, "не имеющею пятна, или порока, или чего-либо
подобного" (Еф. V, 27). На это уповаю, об этом говорю,
этою надеждой утешаюсь (Рим. XII, 12) и радуюсь здра-
востью утешения. Все прочие блага стоят тем меньше,
чем больше о них печалятся, и тем дороже, чем меньше
о них плачут. "Ты возлюбил истину в сердце" (Пс. L, 8),
и "поступающий по правде идет к свету" (Иоан. III, 21).
И я хочу поступать по правде в сердце своем пред лицом
Господа в исповеди моей и в писании пред лицом многих
свидетелей.
Глава II
Что могло бы укрыться во мне от Тебя, Господи, даже
если бы я и не пожелал исповедаться Тебе, пред очами
Которого "все обнажено и открыто" (Евр. IV, 13)? Я
только бы скрыл Тебя от себя, сам же от Тебя бы не
скрылся. И теперь, когда вопль мой свидетельствует о
моем недовольстве собою, Ты склоняешься ко мне, дозволяя
любить Тебя и услаждаться этой любовью, стыдясь себя
и отвергая ради Тебя, находя в Тебе источник примирения
и с Тобою, и с самим собой. Тебе, Господи, известно,
каков я есть, и ведомо, зачем исповедаюсь Тебе. Я делаю
это не телесными словами, но духовными, стенаниями
помышлений моих, коим внемлет ухо Твое. Если я плох,
то исповедь Тебе — разочарование в себе; если — хорош,
то исповедоваться — значит не приписывать своих до-
бродетелей самому себе, ибо это Ты, Боже, "благословляешь
праведника" (Пс. V, 13), Ты же, оправдывая нечестивого,
"веру его вменяешь в праведность" (Рим. IV, 5). Так
совершается исповедь моя: беззвучно и немолчно. Молчат
уста, но сердце вопиет любовью. Я говорю людям только
621