Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Итак, пусть не говорят, видя колеблющихся, что в них
борются две души, происходящие от двух субстанций и
двух враждующих начал — доброго и злого, ибо Ты,
Боже, уличаешь их и опровергаешь многочисленными
свидетельствами: например, некто размышляет, погубить
ли соседа при помощи яда или меча, отнять у него то
поместье или это, расточать состояние или накоплять,
пойти в цирк или театр и т. п. Добавлю и третье желание:
не обокрасть ли соседа; добавлю и четвертое: не прелю-
бодействовать ли с его женой. Ведь бывает же, что многие
желания приходят одновременно, и ни одно не хочет
уступать другим. Вот они и начинают четвертовать душу,
а ведь можно пожелать и многое другое. Сколько же тогда
нужно будет допустить субстанций? А есть ведь еще и
добрые пожелания. Я спрашиваю: хорошо ли читать апос-
тола, петь псалмы, разумно толковать Евангелия? Но
бывает же так, что хочется одновременно и то, и другое,
и третье. Сами желания хороши, но их спор разрывает
душу до тех пор, пока она не успокоится радостно на
чем-то одном. И так как вечность сулит нам горние
блаженства, а наслаждение преходящими благами удер-
живает долу, то и туг одна и та же душа, не имея
целостной воли и желая и то, и это, мечется со скорбью
и стенает: истина зовет к одному, привычка тянет к
другому.
Глава XI
Так мучился и я, и стенал, и упрекал себя, запутавшись
в своих же тенетах, которые хотя и ослабли, но все еще
цепко держали меня. И Ты, Господи, не давал мне роздыху,
в суровом милосердии Своем бичуя стыдом и страхом,
дабы я не отступил и оборвал удерживающую меня пупо-
вину. Я говорил себе: "Вот сейчас, сейчас", и уже принимал
было решение, и тут же вновь слабел, скатываясь в
прежнюю яму; там, переведя дыхание, я вновь начинал
подъем, тянулся, и вот, казалось, уже достигал самого
края, еще чуть-чуть — и снова вниз. Я без конца колебался,
жить ли жизнью, или же умереть смертью. И чем ближе
599