Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/600"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
надлежащие члены которых или отсутствуют, или скованы,
или изнемогли от усталости. Я делал не то, что хотел, а
то, что мог: рвал волосы, хлопал себя по лбу, сцеплял и
расцеплял пальцы, но разве это мне было нужно? Мне
нужно было совсем другое, и не столь уж трудное —
достаточно было просто захотеть. Но я пока научился
лишь хотеть хотеть. Дальше, однако, дело не шло: тело
охотно повиновалось всем ничтожным желаниям души,
душа же все не решалась на главное — то, исполнение
чего зависело только от ее доброй воли.
Глава IX
Откуда это в нас и почему? Господи, просвети меня
милосердием Твоим, позволь узнать, уж не за грех ли
Адамов сынам его назначено так, что душа приказывает
телу — и оно повинуется, приказывает себе — и встречает
отпор. Стоит душе пожелать — и рука движется, и не
заметить промежутка времени между приказом и его испол-
нением. Душа говорит себе самой: делай, и — ничего. А
ведь душа едина, и если она приказывает себе пожелать,
то, значит, она хочет пожелать. Но она не вкладывает
себя целиком в это желание, и приказ ее — половинчат.
Действенность приказа соразмерна силе желания, и если
желание слабо, то и приказ не исполняется. Будь воля
целостной, то не нужен был бы и приказ: стоило бы
только пожелать. Следовательно, одновременность желания
и нежелания — это болезнь души: ее поднимает истина,
ее пригибает долу привычка. Душе недостает целостности,
одни ее желания борются с другими, и то, что есть в
одних, того нет в других.
Глава X
"Да погибнут от лица Божия" (Пс. LXVII, 3) пустословы
и соблазнители, которые, заметив в человеке наличие этих
двух типов желаний, поспешили заявить, что в нем-де две
597