Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/6"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
А. К. ДЖИВЕЛЕГОВ
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН
Блаж. Августин Аврелий, великий мыслитель, отец латин-
ского христианства. Родился в 353 г. в нумидийском городе
Тагасте, получил юридическое образование в африканских
школах, но его пытливый ум не мог успокоиться на полу-
ченных там знаниях. Вся жизнь Августина до принятия
христианства была сплошным исканием истины. Он лихора-
дочно бросался от манихейства, в котором думал успокоить
свои сомнения, в академический скептицизм, от скептициз-
ма — в неоплатонический идеализм — ничто в полной мере
не удовлетворяло его.
В 383 г. он отправился в Италию. В Милане, благодаря
знаменитому Амвросию, он ближе познакомился с христиан-
ством, изучение посланий апостола Павла довершило его
обращение, и в 387 г. Августин крестился. Вернувшись в
Африку и раздав свое имущество, он вступил в 391 г. в
духовное звание, сделался священником (395 г.), затем еписко-
пом в Гиппоне, и стал проповедовать христианство. Его
догматика установилась во время его полемики с донатистами
и пелагианцами. Умер блаж. Августин в 430 г.
Система миросозерцания Августина построена на двух
основах: на идее самодостоверности сознания, с одной сто-
роны, и на представлении о роли и значении церкви — с
другой. Исходным гносеологическим пунктом является для
него идея реальности сознательности существа; как впос-
ледствии Декарт, Августин, опираясь на этот факт, логически
выводит из него все остальные, включая сюда и идею Божества.
Однако, эта последняя идея является для него не голым
метафизическим представлением о совокупности всех истин:
Бог для Августина в то же время живое религиозное пред-
ставление, хотя и созданное опять-таки по аналогии с чело-
веческим самопознанием. Из того же антропологического
обоснования философии вытекает для Августина психологичес-
кое значение воли. Меньшее значение придается разуму,
потому что познание умопостигаемого мира происходит глав-
ным образом путем откровения; притом оно осложняется еще
3