Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и незнатное мира сего, уничиженное и ничего не значущее,
чтобы упразднить значущее (I Кор. I, 27, 28). И однако
же тот самый апостол, чьи слова мы сейчас привели,
называвший себя наименьшим из всех апостолов, после
того, как проконсул Павел смирил свою гордость, уверовал
в учение Господне из уст Савла и преклонился под благое
иго Христа, сделавшись последователем Вышнего Царя
вселенной (Деян. XIII, 7 — 12), сам переменил прежнее
свое имя Савл на имя Павла в память столь блистательной
победы*. Ибо победа над врагом тем значительней, чем
лучшие отнимаются у него средства для борьбы, а таковые
средства этот враг находит прежде всего в гордости знатных
и сильных.
Итак, чем тяжелее было воспоминание о том, что душа
Викторина служила диаволу как бы неприступной кре-
постью, а язык его — обоюдоострым мечом, поразившем
столь многих несчастных, тем более мы, верные сыны
Твои, должны были радоваться, когда Царь и Господь
наш связал сильного и отнял у него сосуды (Мф. XII,
29), а потом, очистив их и освятив, сделал сосудами в
честь Твою, потребными Владыке на всякое благое дело
(II Тим. II, 21).
* Это — одна из версий, почему апостол изменил свое еврейс-
кое имя Савл на римское Павел. Прямых подтверждений этого в
св. Писании нет, хотя до обращения проконсула он называется гам
преимущественно Савл, после же него — Павел. Между тем, наибо-
лее распространенные мнения, помимо вышеприведенного, таковы:
1) Павел — изначальное второе имя апостола, что подтверждается
тем, что евреи диаспоры имели обычай брать второе римское имя
(а Павел был по происхождению римским гражданином (Деян. XXII,
27 — 29)), под которым они были известны окружающим их
язычникам (вполне естественно, что запомнилось именно это "универ-
сальное" имя "апостола языков"; подобное же произошло и с
евангелистом Марком, чье еврейское имя было Иоанн); 2) Павел
был маленького роста (лат. paulus — маленький); 3) апостол сам
называл себя "наименьшим из апостолов".
589