Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/590"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
или о радости женщины, нашедшей потерянную драхму
и внесшей ее в сокровищницу Твою; и когда читаем в
Писании о возвратившемся сыне: "Сей был мертв и ожил,
пропадал и нашелся", то обливаемся слезами умиления
от радости и веселья в доме Твоем (Лук. XV). Так всегда
радуешься Ты святою любовью Своею к нам и святым
Ангелам Твоим: ибо Ты неизменен, и все перемены наши
не имеют места в Тебе, равно как и наше прошедшее и
будущее в ведении Твоем всегда настоящее и всегда
одинаково.
Отчего же душа более радуется, находя потерянные
любимые вещи, чем при неизменном обладании ими?
Истинность этого подтверждает и собственный жизненный
опыт, и примеры других. Так, победивший полководец
торжествует и справляет триумф, но победил бы он, если
бы не сражался? И чем труднее было сражение, тем
больше и радости в триумфе. Мореплавателей застигает
буря: все бледнеют и трясутся от страха; но вот небо
проясняется и волны стихают — какая радость следует за
этим, причем тем большая, чем большую опасность удалось
избежать. Заболевает дорогой нам человек, все предвещает
его скорую кончину; но кризис миновал, и радости нашей
нет предела — а ведь мы бы не радовались так, если бы
он был все время здоров. Мало того, мы часто сами ищем
подобных удовольствий, охотно приобретая их ценой пред-
варительных лишений. Так, хорошо поесть и выпить —
это ежедневное наше наслаждение, но достигаем мы его
только путем воздержания, которое возбуждает в нас голод
и жажду. И пьяницы любят соленое да кислое, отчего
для них слаще их питье. Не потому ли в обычае не сразу
после помолвки отдавать жен их мужьям, дабы последние
больше ценили тех, за которыми долго ухаживали и
воздыхали, будучи женихами?
Так бывает и в удовольствиях низких и постыдных, и
в утешениях невинных и законных, и в любви самой
чистой и непорочной; о том же говорится и в указанной
нами евангельской притче о блудном сыне, который был
мертв и ожил, пропадал и нашелся, так что в доме Отца
его небесного возвеселились о нем более, чем о старшем
587