Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
понимающим, но если бы не в Христе искал пути Твоего,
оказался бы погибшим. Пытаясь казаться мудрым (о,
гордыня моя!), я не стенал и не плакал, а, напротив,
похвалялся познаниями своими. Где была любовь, стоящая
на краеугольном камне, Иисусе Христе? Этому ли учили
меня те книги? Но так было угодно Тебе, чтобы я
познакомился с ними прежде, чем обратился к Писаниям
Твоим, дабы впоследствии, когда уврачуешь Ты раны мои
перстами Своими, я полнее увидел бы разницу между
превозношением и смирением, между слепыми и зрящими
путь, ведущий в блаженное отечество наше, которое мало
увидеть, но в которое еще надлежит и вселиться.
Если бы было иначе, если бы от Писаний Твоих я
пришел к тем книгам, то, как знать, смог ли бы я устоять
в крепости благочестия, а если бы и смог, то все же мог
бы подумать, что для этого хватило бы и одних тех книг.
Глава XXI
Итак, я жадно ухватился за Книги, продиктованные
Духом Твоим, и прежде всего за послания апостола Павла.
Исчезли все недоумения, бывшие у меня прежде, когда
многое у него казалось мне противоречивым и не совпа-
дающим со свидетельствами Закона и пророков. Мне
открылось единство святых изречений, я научился "радо-
ваться с трепетом11 (Пс. II, И). Я нашел, что все то
истинное, что было в книгах философов, есть в Писании
Твоем, да не похваляются видящие, ибо не только видят,
но и саму способность видеть имеют благодаря Тебе; да
вразумятся они и излечатся, чтобы быть с Тобою. Кто
вдалеке от Тебя, и потому не видит, пусть вступит на
дорогу, ведущую к Тебе: приблизившись, он узрит Тебя
и пребудет с Тобою. Если кто-либо "по внутреннему
человеку находит удовольствие в законе Божием", то что
сделает он с другим законом, который "противоборствует
закону ума его и делает его пленником закона греховного,
находящегося в членах1' (Рим. VII, 21 — 23)? Ты спра-
ведлив, Господи, мы же грешили, творили неправду и
581