Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Твоим без души и ума. В самом деле, Его телесные
движения и покой, Его страдания и отдых, Его речи и
молчание — все это были признаки изменчивых ума и
души. Если все это было не так, то, значит, Писания
лгали, но поскольку все так и было (ибо чему же тогда
было верить?), то я и считал Христа человеком во всем,
и по телу, и по уму, и по душе; превосходил же Он
прочих лишь по великому превосходству Его человеческой
природы и по причастию к мудрости*. Алипий же, в свою
очередь, полагал, что православная Церковь проповедует
Бога, облекшегося в плоть, так что Христос — Бог и
плоть; человеческого же ума и души Ему не приписывают**.
Будучи твердо уверенным, что дела Его, о которых сох-
ранились предания, могли быть совершены только живым
и разумным созданием, он (Алипий) не был усерден в
христианской вере. Позже, осознав заблуждение аполли-
нариевой ереси, он стал верным сыном Церкви. Я же,
признаюсь, гораздо позже понял, как словами: "Слово
стало плотию" православная истина отделяется от фо-
тиниевой лжи. Опровержение ересей благоприятствует ут-
верждению Церкви Твоей, "ибо надлежит быть и раз-
номыслиям между вами, дабы открылись между вами
искусные" (I Кор. XI, 19).
Глава XX
Книги платоников научили меня искать сверхчувствен-
ную истину, и я увидел "невидимое, видимое чрез рас-
сматривание творений", но, отброшенный назад, понял,
что созерцание истины недоступно мне в силу замутнен-
ности взора грешной души. Я знал, что Ты есть, что Ты
— Сущий, бесконечный, но не в пространстве, что Ты
неизменяем и вечен и что все от Тебя, иначе ничего бы
и не было. Я был уверен в этом, но слабость моя мешала
мне жить Тобою. Я высокоумно рассуждал, как-будто был
* Так учил ересиарх Фотин, епископ Сирмии.
** Мнение Алипия совпадало с учением ересиарха Аполлинария,
епископа Лаодикийского.
580