Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/581"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
нисходят в неподобающие им области бытия; восстановив
же подобие, они вновь могут приблизиться к высшему.
Но сама эта греховность, неужто она — субстанция? Нет,
это просто извращенность воли, отвернувшейся от высшей
субстанции, от Тебя, Господи, и обратившейся к низшему,
дабы утвердиться во внешнем.
Глава XVII
Я дивился тому, что уже люблю Тебя, а не Твой
призрак, но не мог еще утвердиться в Боге моем, ибо
привычки плоти тяжким грузом давили меня, увлекая вниз.
Я уже твердо помнил и знал, что Ты есть Тот, к Кому
надлежало прилепится всею душою моей, но что этому
противилось бренное тело мое, отягчавшее душу и подав-
лявшее многозаботливый ум. Я был непоколебимо уверен,
что "невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от
создания мира чрез рассматривание творений видимы"
(Рим. I, 20), и размышляя о том, откуда дана мне
способность различать красоту небесных и земных тел,
здраво судить о преходящих предметах, когда я говорю о
том, что то должно быть таким, а это — не таким, я
осознал, что над моею изменчивой мыслью пребывает
неизменная и вечная Истина. Путь к ней лежит от тела
к душе, получающей от тела известия о внешнем (таковы
возможности и животных), далее, к способности рассуждать,
благодаря которой возникают суждения о чувственно-
воспринимаемом, затем, после осознания изменчивости
телесного, — к самопознанию, желающему отвлечься от
суеты колеблющегося и утвердиться на незыблемом, и,
наконец, когда в полной мере осознается, что неизменяемое
лучше изменчивого, хотя оно и постигается через изме-
няемое, душа в робком и мгновенном озарении приходит
к Тому, Кто есть Сущий. Тут я увидел "невидимое Твое,
видимое чрез рассматривание творений", но не мог еще
утвердиться на нем; я был отброшен назад слабостью
своею, вернулся к земным делам своим, но унес в сердце
своем любовное воспоминание, как бы некий голод по
578