Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
— Следовательно тебе, — говорю я, — кажется, что
он не знает. Ибо я спрашиваю не о том, что кажется
тебе касательно кажущегося мудрому, а о том, кажется
ли тебе, что мудрый знает мудрость. Ты не можешь, по
моему мнению, ответить на это или утвердительно, или
отрицательно.
— О, если бы или мне было так легко, как тебе, или
тебе так трудно, как мне, тогда ты не был бы так привязчив
и не относился бы к этому с какой-либо надеждой. Когда
ты спрашивал меня, что кажется мне относительно мудрого
академика, я отвечал: мне кажется, что ему кажется, что
он знает мудрость, — отвечал так для того, чтобы необ-
думанно не утверждать, что я знаю, или не сказать не
менее же необдуманно, что он знает.
— Прежде всего, сделай мне, пожалуйста, великое
одолжение, удостой ответа на то, о чем спрашиваю я, а
не на то, о чем спрашиваешь ты сам себя. А затем, оставь
пока на некоторое время мою надежду, которая, я знаю
точно, не менее заботит тебя, чем твоя собственная. Ведь
если я поймаюсь на этом вопросе, я тотчас же перейду
на твою сторону, и мы покончим спор. Наконец, устранив
это какое-то беспокойство, замечаемое мною в тебе, вникай
внимательнее, чтобы тебе легче было понять, какого ответа
я жду от тебя. Ты сказал, что ты не утверждаешь и не
отрицаешь (что требовал сделать предлагаемый мною во-
прос) для того, чтобы не сказать необдуманно, что знаешь,
когда на деле не знаешь; как-будто я спрашивал о том,
что ты знаешь, а не о том, что тебе кажется. Итак,
спрашиваю тебя на этот раз яснее (если только можно
говорить яснее): кажется ли тебе, что мудрый знает муд-
рость, или не кажется?
— Если может, — ответил он, — найтись истинный
мудрец, то мне может казаться, что он знает мудрость.
— Итак, разум подсказывает тебе, что должен быть
такой мудрый, которому небезызвестна мудрость; и это
верно. Ибо иначе оно и не может тебе казаться. Но теперь
я спрошу: может ли найтись такой мудрый? Если может,
то он может и знать мудрость, и тогда всякий спор между
нами решен. Если же ты скажешь, что не может, вопрос
55