Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Истина, постигаемая умом "чрез рассматривание творений"
(Рим. I, 20).
Глава XI
Я рассмотрел творения Твои, и увидел, что о них
нельзя сказать ни того, что они есть, ни того, что их
нет. Они есть, ибо — от Тебя, и их нет, ибо они — не
Ты. Истинное же бытие — неизменяемо и вечно. "А мне
благо приближаться к Богу" (Пс. LXXII, 28), так как если
не пребуду в Нем, не пребуду и в себе. Он же всегда
пребывает в Себе; воистину, "Ты Господь мой; блага мои
Тебе не нужны" (Пс. XV, 2).
Глава XII
И тут я понял, что только доброе может становиться
хуже. Действительно, абсолютное добро не может претер-
певать изменений, вообще же не доброму некуда ухуд-
шаться. Ухудшение наносит вред, ибо умаляет доброе в
добром; если бы оно не умаляло доброго, то не было и
вреда. Итак, или оно не наносит вреда, но оно его
наносит, или же то, что ухудшается, умаляется в добре.
Если доброе совсем лишится добра, оно исчезнет; если
же далее ухудшаться не сможет, то или начнет улучшаться,
или пребудет не ухудшающимся. Но нельзя же сказать,
что при полной лишенности добра оно начнет улучшаться.
Значит, совсем лишившись добра, оно исчезнет и его не
станет. Но пока оно есть, оно есть как доброе, и поэтому
все, что есть — благо. Выходит, то зло, которое я искал,
не есть субстанция, ибо всякая субстанция — добро. Если
бы оно было субстанцией, то эта субстанция или не могла
бы ухудшаться, но это значит, что она была бы субстанцией
абсолютного добра, или могла бы, но тогда в ней должно
было быть добро, ибо только оно может ухудшаться.
Итак, я понял, что Ты сотворил все добрым и нет ни
одной субстанции, которая была бы не сотворенной Тобой.
Но так как все сотворенное не одинаково, то каждое
19 Зак. 3644
575