Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему
и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено
небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал,
что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Филип.
II, 7 — 10) — этого в тех книгах я не нашел.
Было там также сказано, что прежде всех времен
неизменяемо пребывал единородный Сын Твой, извечный,
как и Ты, и что от полноты Его приемлют души блаженство
и обновляются в духе от премудрости Его, но что Он
"умер за нас, когда мы были еще грешниками", что Ты
"Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас"
(Рим. V, 8; VIII, 32) — этого там нет. "Ты утаил сие от
мудрых и разумных и открыл то младенцам", ибо будучи
Сам "кроток и смирен сердцем" (Мф. XI, 25, 29), Ты
"направляешь кротких к правде, и научаешь кротких путям
Своим" (Пс. XXIV, 9), видя смирение наше и отпуская
нам грехи наши. Но они, горделиво превозносящиеся
своею наукой, хотя и познали Бога, но "познавши Бога,
не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но
осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмыс-
ленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели" (Рим.
I, 21, 22).
И потому я нашел там, что приписали они нетленную
славу Твою идолам и различным изображениям, подобиям
"тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и прес-
мыкающимся" (Рим. I, 23). Вот пища египетская, ради
которой Исав потерял первородство, ибо первенец Твой,
народ Твой, обратившийся сердцем к Египту, чтил вместо
Тебя четвероногое, склоняя образ Твой, душу свою пред
литым тельцом. Я нашел эту пищу в тех книгах, но есть
не стал. Тебе угодно было, Господи, возвысить младшего
Иакова, и Ты призвал язычников в наследство Свое. И
я пришел к Тебе от язычников, взалкавши золота Твоего,
которое вынес по воле Твоей народ Твой из Египта, ибо
где бы оно ни было, оно было Твоим. Истинно сказал
апостол Твой, обращаясь к афинянам: "Мы Им живем,
и движемся, и существуем" (Деян. XVII, 28), хотя о том
же говорили и их сограждане, отчего появились и эти
573