Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
обитало с нами" (Иоан. I, 14). Ты предоставил мне через
одного человека, раздувшегося от гордыни, некоторые
книги платоников, переведенные с греческого на латин-
ский*. То, что я в них прочел, неопровержимо доказывало,
хотя и другими словами, что "в начале было Слово, и
Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале
у Бога. Все чрез Него начало быть, и без ftero ничто не
начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и
жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма
не объяла его" (Иоан. I, 1 — 5). Душа же человеческая,
хотя она и свидетельствует о свете, но сама не есть свет**.
Слово, Бог — вот "Свет истинный, Который просвещает
всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир
чрез Него начал быть, и мир Его не познал" (Иоан. I,
9, 10). Но о пришествии Его, о том, что "Он пришел к
своим, и свои Его не приняли", а также и о том, что
"тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал
власть быть чадами Божиими" (Иоан. I, 11, 12) — об
этом я там не прочел. Я нашел там подтверждения того,
что Слово родилось "не от крови, ни от хотения плоти,
ни от хотения мужа, но от Бога", но что "Слово стало
плотию и обитало с нами" (Иоан. I, 13, 14) — этого там
не было.
Я нашел в этих книгах, что Сын, обладая свойствами
Отца, смиренно не считал Себя равным Богу, хотя по
природе Своей — Бог***. Но о том, что Он "уничижил
Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным
человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв
* Скорее всего, речь идет об "Эннеадах" Плотина и некоторых
работах его ученика Порфирия в переводах Викторина.
** "Познавший, как должно, себя самого, узнает вместе с тем
и то, откуда он есть". Плотин. Эннеады. "О Благе, или Первосдином"
(VI, 9, 7)
*** Странно, что Августин не хотел замечать того, что Плотин
настойчиво подчеркивал чуть ли не в каждом своем трактате, а
именно: иерархичность триады первоначал неоплатоников. Так, второе
начало — Нус (чистый Ум или Дух) — эманация первого (Пер-
воединого или Блага), а потому неизмеримо ниже его по своей
природе. Третье же начало — Мировая душа — эманация Нуса.
572