Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/574"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
вдруг стало ясно: Тебе ведомы муки мои, которые оста-
вались скрытыми даже от ближайших друзей. "Я изнемог
и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое
не сокрыто от Тебя. Сердце мое трепещет; оставила меня
сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня" (Пс.
XXXVII, 9 — 11). Этот свет был внутри меня, я же был
вне; он не заключался в пространстве, я же искал лишь
пространственных форм. И потому я не находил себе
места, и ничто не удовлетворяло меня. Телесный мир не
давал мне ответа, но и не отпускал, чтобы я не мог
искать ответ вне его. Я уже был выше дольнего, но еще
ниже горнего, ниже Тебя, Господи, истинная радость моя;
посредине пролегал путь к спасению: сохранить в себе
образ Твой и служить Тебе, господствуя над телом. Когда
же я противился Тебе, "устремлялся против Тебя с гордою
выею, под толстым щитом своим" (Иов. XV, 26), тогда
сокрушало меня низшее, и не было от него пощады. Вся
гигантская чувственная масса восставала на меня, ум
застилали ее подобия. И все это росло из раны моей;
опухало лицо мое от гордыни, и, опухая, закрывались
глаза мои.
Глава VIII
Ты же, Господи, пребывая вовек, не вовек негодуешь
(Пс. СП, 9); Ты сжалился над прахом и пеплом, преобразил
безобразие мое. Ты уязвлял сердце мое, чтобы не было
мне покоя, пока не удостоверюсь в Тебе внутренним
взором моим. Спадала опухоль от тайного врачевания
Твоего, восстанавливалось помутненное зрение души моей
от едких примочек целительных страданий.
Глава IX
Ты явил мне, Господи, что Ты "гордым противишься,
а смиренным даешь благодать" (I Пет. V, 5), ибо Ты сам
указал нам путь смирения, когда "Слово стало плотию и
571