Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/570"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
скоро Сотворивший все — благ, а потому и все сотворенное
— благо?
Понятно, что всякое произведение ниже художника, но
это не мешает и ему быть прекрасным; просто художник
еще прекраснее. Творец — высочайшее Благо, и творение
его — тоже благо, хотя и меньшее, ведь не зря же сказано,
что все сотворенное "хорошо весьма" (Быт. I, 31). Где
же природа, где источник зла? Не была ли злой та материя,
из которой Он творил*? Он оформил ее и упорядочил,
но все же осталась в ней закваска зла, не превращенная
в добро? Но неужели же у всемогущего Творца не хватило
сил на то, чтобы преобразовать эту материю всецело,
чтобы в ней не осталось уже ничего злого? Или почему
Он попросту не уничтожил остаточное зло? Неужто эта
материя могла существовать против Его воли? Кроме того,
если материя вечна, то почему Он приступил к оформлению
ее не сразу, а только по истечении столь долгого времени?
А если такова была Его воля, то почему Он не начал с
разрушения этого зла, чтобы пребыть одному —истинному,
высочайшему и бесконечному Благу? Если же Он посчитал
необходимым использовать материю при творении, то
почему не уничтожил злую и не сотворил добрую? Если
же Он не мог обойтись без той, вечной и не являющейся
Его творением, то в чем тогда заключается Его всемогу-
щество?
Такие мысли тревожили бедную душу мою, которая
изнемогала от мучительной тоски, наводимой страхом
смерти без познания истины. И только вера католической
Церкви в Иисуса Христа, Сына Твоего и нашего Спасителя
твердо и непоколебимо пребывала в сердце моем. Конечно,
вера моя, не утвердившаяся на догматах православия, была
еще далека от совершенства, но зато она никогда не
оставляла меня и изо дня в день все больше укреплялась
в душе.
* "Зло материи — источник немощи и порока, она — первое
зло. И если душа бывает восприимчива к материи, если она, соединяясь
с материей, становится злой, то это лишь потому, что рядом с ней
и течение всей ее земной жизни всегда находится материя". Плотин.
Эннеады. "О природе и источнике зла" (I, 8, 14).
567