Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
для иных темнейшим. Так, если и это для тебя действитель-'
но ясно, то, поверь мне, есть кто-нибудь другой, для
которого и это твое ясное гораздо яснее, и, в тоже
время, найдется и такой, для которого мое темное гораздо
темнее. Но чтобы ты долее не считал меня вздорным, я
прошу тебя изложить это ясное пояснее.
— Выслушай, пожалуйста, — говорю я, — внимательно
и отложи на время заботу отвечать. Если я хорошо знаю
себя и тебя, то, постаравшись, ты быстро меня поймешь.
Не сказал ли ты, — или меня, быть может, обманул слух,
— что мудрому кажется, что он знает истину?
Он подтвердил.
— Оставим, — говорю, — пока этого мудрого. Сам-то
ты мудр, или нет?
— Вовсе не мудр, — отвечал он.
— Однако же, прошу тебя ответить мне, что думаешь
ты лично о мудром академике: кажется ли тебе, что он
знает мудрость?
— Не одно ли и то же, — спросил Алипий, — казаться
себе знающим и знать; или, все-таки, не одно? Ибо я
опасаюсь, чтобы эта неопределенность не послужила кому-
нибудь из нас средством против другого.
— Это, — говорю я, — называется обыкновенно
тускскою тяжбой, когда, вчинивши иск, стараются не о
том, что может служить к его решению, а о возражениях
противной стороне. Это и славный наш Вергилий (чтобы
сказать нечто приятное Лиценцию) в буколическом стихе
совершенно уместно счел деревенским и вполне пасту-
шеским; когда один спрашивает другого, где расстояние
до неба не более трех локтей, — тот отвечает: "А скажи-ка
мне в каких землях растут цветы, что зовутся царями?"
Но ты, Алипий, не сочти это уместным для нас, хотя мы
и живем в деревне; пусть по крайней мере эти бани
несколько напоминают нам о приличии гимназий. Ответь,
если угодно, на то, о чем тебя спрашиваю: кажется ли
тебе, что мудрый академиков знает мудрость?
— Чтобы, отвечая словами на слова, — ответил он,
— мы не зашли слишком далеко, — скажу так: мне
кажется, что ему кажется, что он знает.
54