Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/569"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
больше, и меньше самого Себя. Ни случайно — ибо для
Тебя, всеведущего, нет случайности, и может быть только
то, что Тебе известно. Но стоит ли продолжать: если бы
субстанция божества изменялась и подвергалась порче, то
это божество не было бы Богом.
*>
Глава V
Я искал, откуда зло, и не находил ответа. Я представлял
себе все творение, как видимое: землю, воду, воздух,
звезды, растения, животных и проч., так и невидимое:
небесную твердь, ангелов и вообще все духовные твари,
которых мое воображение по-прежнему размещало в опре-
деленных местах пространства. Из всего этого образо-
вывалось мироздание, огромное и единое, украшенное
существами разных родов, телесными и духовными; пос-
ледние, впрочем, также мыслились мною вполне телесно.
И всю эту необозримую массу я представлял себе ограни-
ченною со всех сторон. Тебя же, Господи, я представлял
отовсюду объемлющим и проникающим эту массу, и,
вместе с тем, безграничным. Все это можно было бы
уподобить некоему беспредельному морю, без конца и
края, посреди которого находилась бы гигантская, но уже
не беспредельная губка, не только со всех сторон окру-
женная, но и пропитанная насквозь морскою влагой. Таким
представлял я Тебя и все творение Твое, и после этого
размышлял так: вот Господь, вот творение Его; Господь,
конечно, неизмеримо более благ и совершенен, чем тво-
рение; но поскольку Он благ, то и творение Его — благо,
тем более, что Он целиком объемлет и проникает все
сотворенное. Так где же зло? Как и откуда проникло оно
в мир? Где корень его, где семя? Или его вовсе нет?
Тогда чего же боимся мы, от чего убегаем? Но если даже
опасения наши напрасны, то разве сами они — не зло,
попусту терзающее наши сердца? Выходит, или зло —
реально, или оно — наш страх. Но чем бы оно ни было,
оно все-таки было, и я спрашивал себя, откуда оно, коль
566