Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
снизошло Твое Слово: к рабе — свободное, к испачканной
— чистое, к порочной — святое; но ведь и оно было
доступно пороку, ибо происходило из той же сущности.
Итак, если бы они сказали, что Ты неизменяем и всесилен,
то все остальные их слова оказались бы ложью, а если
бы сказали, что изменяем, то солгали бы в$ всем. Довольно
уже было и одного этого доказательства, чтобы навсегда
отвратиться от них, освободить свое сердце от их мерзкого
гнета; они не могли разрешить это противоречие, кощун-
ствуя против Тебя в мыслях и словах.
Глава III
Хотя я и утверждал и твердо верил, что Ты свят,
нетленен и неизменяем, Господи наш, Бог истинный,
сотворивший не только души, но и тела, но меня все
еще смущала природа зла. Единственное, что я понимал,
это то, что в поисках ответа нельзя прийти к тому, что
Ты, неизменяемый, изменяем, ибо такой ответ был бы
злым. Итак, уверившись в неправоте хулителей Твоих, я
занялся собственными изысканиями. Я все более удалялся
от них, удостоверившись, что в поисках источника зла
они сами стали злыми, допуская, что скорее Ты претерпишь
от зла, нежели они совершат злое. Я старался уразуметь
слышанное, что причиной зла является свободная воля;
из-за нее мы творим зло и претерпеваем справедливые
кары Твои; но сколько я ни думал, смысл сказанного от
меня ускользал. Пытаясь извлечь из бездны мой бедный
разум, я вновь проваливался в нее; поднимался и падал
вновь и вновь. Меня поднимало к свету Твоему то, в чем
я был уверен: у меня есть воля. Когда я желал что-нибудь
или отвергал, то твердо знал, что желаю или отвергаю
именно я, и никто другой; за этим пониманием уже
начинала проступать причина моего греха. Но видел я и
поступки, совершенные против воли, в которых я выступал
скорее как страдательное, а не деятельное начало; они
были не столько виной, сколько наказанием. Признавая
Тебя справедливым, я признавал и наказание.
564