Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
я создавал эти образы, была чем-то иным, более великим,
чем они.
Я представлял себе Тебя, Господи, как нечто великое
и бесконечное, разлитое повсюду и отовсюду проникающее
вселенную: и землю, и небо, и все, что выше неба; все
это завершается в Тебе, Ты же — не завершаешься нигде.
Если воздух не мешает солнечному свету пронизывать его,
не дробясь и не разрываясь, то что же, думал я, помешает
Тебе проникать даже самую землю. Так, полагал я, Ты
наполняешь все части мира, великие и наималейшие,
управляя всем, созданным Тобою. Так думал я, не умея
помыслить ничего бестелесного, и это была ложь. Ибо в
таком случае большее пространство имело бы больше Тебя,
меньшее же — меньше. Ты наполнял бы все, но в большом
слоне Тебя было бы гораздо больше, чем в маленьком
воробье. Ты даровал бы Себя частями различным частям
мира, и большим уделял бы Себя много, а малым —
мало. Конечно же, это не так, но в то время Ты еще не
просветил мрак, плотно окутывавший меня.
Глава II
А ведь против тех обманутых обманщиков и немых
пустобрехов, не знавших Тебя, хотя и прикрывавшихся
именем Твоим, мне достаточно было бы и одного того
вопроса, который еще в давние карфагенские времена не
раз предлагал Небридий, чем немало смущал слушавших
его: "Что сделало бы Ему то неведомое племя мрака,
полагаемое ими вражьей силой, если бы Он не пожелал
с ним сразиться?" Действительно, если бы они сказали,
что Ты претерпел бы от этого некоторый урон, то это
значило бы, что Ты не всесилен и изменяем. Если бы
сказали, что — ничего, то к чему вся эта борьба, в
результате которой частицы Тебя, порождения Твоей сущ-
ности, смешались с враждебным и несотворенным мраком
и настолько изменились к худшему, что вместо блаженства
обрели скорбь и потребовалась помощь, чтобы вызволить
их и очистить. Таковой стала душа, на подмогу которой
563