Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
истины. Жизнь бедственна, смерть внезапна. Что если
завтра — последний день? Какими уйдем мы отсюда, что
потеряем? Не подвергнемся ли суровому наказанию за
свое нерадение? Или же смерть уничтожит нас совсем,
избавив от всех забот? Вот над чем следовало поразмыслить.
Я все больше утверждался в мысли, что не могла
христианская вера столь авторитетно утвердиться во всем
мире, если бы не содержала в себе немало истинного,
что столько удивительного не свершалось бы свыше ради
нас, если бы со смертью прекращалась и жизнь души.
Итак, зачем медлить, почему не оставить все суетные
надежды мира сего и возложить все упование на Бога?
Но нет, не спеши. Ведь и в дольних благах немало
приятного; расстаться с ними нелегко, возвращаться же
вновь — стыдно и бесчестно. А ведь еще немного — и
меня ожидает почетное и значительное место. Чего же
еще? У меня много влиятельных друзей, которые обеспечат
быстрое продвижение по службе, я могу выгодно жениться;
высокая должность и приданное жены позволят ни в чем
не нуждаться и жить в свое удовольствие. Многие великие
мужи, чей жизни вполне можно подражать, не видели
препятствия в супружестве ни для ученых занятий, ни для
любви к мудрости.
Так говорил я сам себе, пребывая в полной нере-
шительности; время шло, а я все медлил со своим обра-
щением к Тебе, Господи, изо дня в день отлагал жизнь
в Тебе, не переставая умирать в себе. Я стремился к
блаженной жизни, но приближался к ней робко и мало-
душно. Ища ее, я все время убегал. Я не мог представить
себе жизни без женских ласк, не понимал, как благость
Твоя может исцелить эту слабость. Не имея опыта воз-
держания, я полагал, что оно полностью зависит от
состояния тела. Глупец, я не мог осмыслить слов Писания:
"Никто не может быть воздержанным, если не дарует Бог"
(Прем. VIII, 21). Ты, конечно, даровал бы мне это, если
бы я решился твердо опереться на Тебя.
557