Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
его, но Ты, воспользовавшись словами моими, превратил
их в пылающие угли, дабы ими выжечь заразу из благо-
родной души. Воистину, только слепец не увидит мило-
сердия Твоего, которое я исповедую Тебе из глубины
сердца моего. Мои слова вызволили его из той глубокой
ямы, куда он попал в погоне за удовольствиями. Мужес-
твенное достоинство стряхнуло с души его всю цирковую
грязь. Затем, преодолев сопротивление отца и получив его
согласие, он возобновил учебу. Но был ли я тогда достоин
такого ученика? Я вовлек его в манихейское суеверие,
прельстившее его своей мнимой воздержанностью, в ко-
торую он поверил. Была она коварной и соблазнительной,
и уловляла благородные души, не достигшие пока высот
истинных добродетелей; они обманывались личиной до-
бродетели, насквозь фальшивой.
Глава VIII
Не оставляя мирских упований, он раньше меня уехал
в Рим изучать право, и тут захватила его невероятная
страсть к гладиаторским боям. Это тем более удивительно,
что подобные зрелища всегда были ему ненавистны. Однаж-
ды он случайно встретился со своими соучениками, иду-
щими в театр поглазеть на эти бои, и, несмотря на его
явное нежелание и даже сопротивление, они увлекли его
с собою. "Вы можете затащить мое тело, — говорил им
Алипий, — но не сможете заставить душу смотреть и
радоваться этому зрелищу. И присутствуя я могу отсутст-
вовать, и тем победить и его, и вас". Но они продолжали
настаивать, возможно, желая испытать его. И вот, рас-
севшись по местам, где кто сумел, они стали наблюдать
кипевшие вокруг свирепые страсти. Алипий, как и обещал,
сидел с закрытыми глазами; о, если бы он еще заткнул
и уши! В один из моментов, когда народ на трибунах
издал особенно неистовый вопль, он не удержался и
взглянул. И тут душа его была поражена раною еще более
страшной, чем тело несчастного гладиатора. Он упал еще
несчастливее, чем тот, чье падение вызвало этот крик,
552