Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/551"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
основательнее и скромнее, чем безрассудные обещания
манихеев представить доказательные знания, впоследствии
сводившиеся к таким нелепым бредням, которые здравый
разум не только не в силах доказать, но и принять на
веру. Когда Ты, всеблагий и всемилостивый Боже, усмирил
горделивое сердце мое и должным образом цдстроил мой
разум, я стал соображать, как много принимал я на веру
такого, чего никогда не видел, опираясь лишь на свиде-
тельства других, например: сколь многому я верил в
истории народов, стран и городов, сколько раз верил на
слово друзьям, врачам, самым разным людям — ибо без
подобного доверия немыслимо существование человечес-
кого сообщества; наконец, как непоколебимо я был уверен
в своем происхождение от родителей моих, чего, конечно,
я не мог знать на основании собственного опыта. Ты
убедил меня, что следует осуждать не тех, кто верит
Писаниям Твоим, но тех, кто им не верит, тогда как
Писания эти по мудрому устроению Твоему авторитетны
по всему миру. Ты внушил мне, что не должно слушаться
тех, которые стали бы говорить: "Где доказательства того,
что эти книги были преподаны роду человеческому по
внушению единого и истинного Бога?" Ведь тем более я
должен был верить Писаниям Твоим, что никакие раз-
ногласия философов не смогли заставить меня отречься
от веры в бытие Твое, а равно и в Твой божественный
промысел над судьбами мира.
Вера моя в это порою была сильна, порою же слабела,
но я всегда верил в то, что Ты есть и промышляешь о
нас, хотя и оставался в неведении относительно Твоей
сущности и пути, ведущем к Тебе. Осознав слабость своего
ума, пускай даже и ясного и чуждого предрассудков,
чувствуя потребность в высшем авторитете священного
Писания, я стал приходить к мысли, что Ты никогда бы
не сообщил этому Писанию столь высокого авторитета,
если бы не желал, чтобы мы опирались на него в своей
вере в Тебя. Даже те кажущиеся несообразности, прежде
соблазнявшие меня в Писании, после того, как я услышал
правдоподобные объяснения многих из них, стали казаться
мне возвышенными таинствами; Писание Твое представ-
548