Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
немало досуга, но именно его-то у Амвросия и не было.
Единственное, что мне оставалось — слушать его, "верно
преподающего слово истины" (И Тим. II, 15), каждое
воскресенье в храме, все более и более убеждаясь, что
все коварные хитросплетения лжеучителей против божес-
твенных книг могут быть распутаны. Когда же речь зашла
о сотворении человека по образу и подобию Божию, я
увидел, что духовные чада Твои, возрожденные благодатью
Твоею в католической вере, мыслят о Боге не как о
существе ограниченном и телесном, но как о духовном.
И хотя я тогда еще не мог представить, что есть духовная
субстанция, мне стало стыдно, что я столько лет напрасно
возводил хулы на Церковь, и в то же время я обрадовался,
что враждовал, собственно, не с православной верой, а с
выдумками плотского воображения. Я был настолько без-
рассуден, что судил не зная и поучал других, сам ничему
не учась. Ты же, великий Боже, пребывающий в не-
постижимой вышине и всегда рядом, никому не доступный
и вездеприсущий, не ограниченный пространством и пре-
бывающий целокупно повсюду, Ты, будучи беспредельным
и бестелесным, хотя и сотворил человека ограниченным
и телесным, но все же — сотворил по образу Своему.
Глава IV
Не зная еще, что есть образ Твой, я стал задаваться
вопросом, чему должно верить и как. Но я не знал, на
чем остановиться, и эта душевная озабоченность тем более
угнетала меня, что я уже стыдился своих прежних заблуж-
дений, когда меня долго дурачили обещанием нетленных
истин, а я верил всему и с детской непосредственностью
разглагольствовал об этом на каждом углу. Теперь же я
удостоверился, что все это было жалкой ложью. А ведь
можно было увидеть еще тогда, что все это — нелепые
вымыслы, что Церковь обвиняли в том, чему она вовсе
не учила. Я еще был на распутьи, но уже готов был
вступить на правильный путь; я радовался, Господи, что
единая Церковь, тело верующих в Единородного Твоего,
546