Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
решив, что противостоять им никак нельзя. Но это еще
не привело меня на церковный путь: православная вера
уже не казалась мне слабой, но и манихеи — не слабей;
обе стороны представлялись мне равными по силе. Пра-
вославная вера не представлялась более побежденной, но
и не выступала победившей. ф
Тогда же я начал пытаться найти верные доказательства,
чтобы с их помощью изобличить манихейскую ложь. Для
этого нужно было представить себе духовную субстанцию,
каковое представление, конечно, сокрушило бы все их
измышления, но именно этого я и не умел. Что же до
телесной природы, то к тому времени я пришел к твердому
убеждению, что большинство философов имели о ней куда
более верное представление, чем манихеи. Итак, по примеру
академиков (какими их принято представлять), сомневаясь
во всем и ни к чему не пристав, я решил расстаться с
манихеями, ибо явно предпочитал им тогда многих фило-
софов; впрочем, я не стал доверять философам лечения
исстрадавшейся души моей, ибо в их учениях я не находил
спасительного имени Христова. Я остался как бы при
Церкви, завещанной мне родителями моими, ожидая осо-
бого знака, который бы осветил мой дальнейший путь.
КНИГА ШЕСТАЯ
Глава I
Упование мое от юности моей (Пс. LXX, 5), где был
Ты, куда удалился? Не Ты ли сотворил меня, отличив от
четвероногих и крылатых? Ты создал меня разумным, а
я ходил "путем темным и скользким" (Пс. XXXIV, 6),
искал Тебя вне себя, не обретая Бога сердца моего; я
переплыл бездну морскую, но все еще не обрел надежды
найти где-либо истину.
Ко мне приехала моя мать*, непоколебимая в своем
благочестии, следовавшая за мною повсюду, по суше и
* Моника прибыла в Медиолан (Милан) весной 385 г.
542