Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/542"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
существуют два противоположных друг другу начала, вечные
и бесконечные, но только злое поуже, а доброе — пошире.
Эти тлетворные представления влекли за собою и другие
мои богохульства. Когда душа моя пыталась вернуться в
лоно православной веры, дурные мысли не пускали ее,
ибо внушали, что благочестивее верить, что Ты, Господи,
чье милосердие сжалилось надо мною, хотя и всемогущ,
но всемогущество Твое все же ограничено противостоящей
ему громадой зла. Мне казалось, что думать так лучше,
нежели полагать возможным Твое телесное воплощение.
Так как невежество мое считало зло субстанцией, причем
телесной и разлитой в пространстве, то я полагал благо-
честивым верить, что Ты не создал этой субстанции и не
от Тебя произошло то, что я считал злом. Спасителя же
нашего, единородного Сына Твоего, я представлял себе
исшедшим из самой светлой части Твоего вещества, и не
хотел верить ни во что иное, кроме этой нелепой сказки.
Я не мог представить себе, чтобы Он, обладая такой
природой, мог родиться от Девы, ибо это означало бы
смешение природ, т. е. осквернение высшей природы, о
чем я и помыслить не мог. Я не допускал возможности
воплощения, ибо боялся, что Он этим бы осквернился!
Люди духовные, читая эти строки, ласково и благожела-
тельно посмеются надо мной; но что делать — именно
таким я и был.
Глава XI
Кроме этого, я полагал справедливыми многие нападки
манихеев на отдельные положения св. Писания. Порою,
правда, мне хотелось бы обсудить тот или иной стих с
человеком сведущим и узнать его мнение на этот счет.
Помню, еще в Карфагене меня поколебали рассуждения
некоего Элпидия, противостоящего манихеям; его суждения
о св. Писании казались мне безупречными. Доводы же
манихеев смущали еще и потому, что они неохотно дели-
лись ими, предпочитая действовать втайне; они утверждали,
что Новый Завет был подделан людьми, стремившимися
привить к христианской вере иудейский закон, но при
539