Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/533"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
Глава IV
Неужели же тот, кто обогатился подобными знаниями,
тем самым угоден и приятен Тебе, Господи, источник
всякой истины? Несчастен тот, кто все это знает, а Тебя
не знает; блажен, кто знает Тебя, хотя бы^он и не знал
ничего другого. Ученого же, познавшего Тебя, сделают
блаженными не его науки, а если он, "познав Тебя, как
Бога, возблагодарит Тебя и не осуетится в умствованиях
своих". Куда лучше иметь дерево и разумно пользоваться
плодами его, возблагодарив Создавшего его, и не знать
при этом его высоты и ширины, чем знать, как измерить
его и сосчитать ветви, но не иметь его и не любить
Создавшего его. Так и праведным принадлежит весь мир;
"они ничего не имеют, но всем обладают'1 (II Кор. VI,
10), прилепившись к Тому, от Кого — все. Пускай они
не знают, где находятся септентрионы* — неужто от этого
им хуже, чем тому, кто измеряет небо, считает звезды,
взвешивает вещества, но при этом пренебрегает Тобою,
расположившему все мерою, числом и весом?
Глава V
Кому нужно было, чтобы какой-то Мани писал о том,
без познания чего можно обучиться благочестию? Ты ведь
сказал человеку: "Вот, страх Господень есть истинная
премудрость, и удаление от зла — разум" (Иов. XXVIII,
28). Поэтому, даже в совершенстве овладев наукой, можно
быть неразумным. Однако, он был невежествен и в науках,
осмеливаясь при этом поучать. О самой же мудрости,
разумеется, он не знал ничего. Проповедовать мирское
знание, даже хорошо известное, дело суетное, исповедовать
Тебя — благочестивое. Последнего он не делал, в первом
же был опровергнут учеными мужами. Но он горделиво
отвергал любое недоумение, утверждая, что Дух Святой,
утешитель верных Твоих, обитает в нем во всей полноте
* Семь звезд Большой Медведицы.
530