Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Тебе, дабы Ты сохранил их, не приносят в жертву Тебе
ни мыслей своих, парящих в вышине наподобие птиц
небесных, ни любопытства, блуждающего глубинными тро-
пами наподобие рыб морских, ни распутства, в коем
уподобляются полевым скотам, дабы Ты, Господь, "огонь
поядающий, Бог ревнитель" (Втор. IV, 24), уничтожил их
мертвенные заботы, обновил их для жизни вечной.
Они не познали пути Слова Твоего, Которым Ты создал
и исчисляемое, и исчисляющих, и чувства их, с помощью
которых они различают исчисляемое, и разум, с помощью
которого они исчисляют; ибо "разум Его неизмерим" (Пс.
CXLVI, 5). Единородный же Сын Твой сам стал для нас
мудростью, праведностью и освящением, хотя и был как
один из нас и платил подать кесарю. Они не познали
этого пути, чтобы спустившись от себя к нему, через него
подняться к Тебе. Они думали, что исчисляя звезды сами
сияют среди них; и вот рухнули они, и омрачились их
безумные сердца. Много верного сообщают они о твари,
Творца же не ищут, а потому и не находят. А если
некоторые из них и находили, то "познавши Бога, не
прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуе-
тились в умствованиях своих, и омрачилось немысленное
их сердце: называя себя мудрыми обезумели и славу
нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному
человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся...
Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и
служили твари вместо Творца" (Рим. I, 21 — 25).
Но было у них сказано много верного о природе, их
разумные объяснения подтверждались вычислениями, сме-
ной времен, движением звезд. Я сравнивал все это со
словами Мани, приведенными в его многочисленных сочи-
нениях, и не находил ни одного стоящего рассуждения
ни о солнцестояниях, ни о равноденствиях, ни о затмениях,
ни вообще о чем-либо таком, о чем говорилось в книгах
мирской премудрости. Нам предписывалось верить тому,
что никак не соответствовало ни доказанному и подтвер-
жденному строгими вычислениями, ни тому, что видели
мои глаза; более того, многие положения были этому
прямо противоположны.
529