Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/531"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
когда искал Тебя? Ведь Ты был рядом, я же — далеко,
но не от Тебя, Господи, а от себя; я не находил себя,
а потому не мог найти и Тебя.
Глава III
Расскажу теперь пред лицем Господа моего о замеча-
тельном двадцать девятом годе жизни моей*. В этот год
прибыл в Карфаген известный епископ манихеев по имени
Фавст, могучий ловец диавольский, многих прельстивший
своим красноречием**. Но я искал не красивых слов, а
знаний, которыми, как сообщала молва, блистал Фавст,
будучи сведущим не только в высоких учениях, но и в
свободных науках. К тому времени я прочел немало книг
разных философов и, сравнивая их положения с беско-
нечными манихейскими баснями, начал приходить к вы-
воду, что слова тех, у кого хватило ума исследовать
временный мир, хотя они и не обратились к Господу,
звучат убедительней. "Высок Господь, и смиренного видит,
и гордого узнает издали" (Пс. CXXXVII, 6), но прибли-
жается лишь к смиренным; гордецы же далеки от Тебя,
хотя бы и сочли они все звезды на небе и все песчинки
в море, проследили и измерили пути светил. Они исследуют,
руководствуясь разумом и способностями, дарованными
Тобою; им уже удалось немало найти, предсказать на
многие годы вперед солнечные и лунные затмения, и их
расчеты и предсказания неизменно сбываются. Дивятся
неосведомленные, ликуют и кичятся знающие, в нечестивой
гордыне своей удаляясь от истинного Света: они предвидят
будущие затмения светил, но не могут увидеть собственного
затмения, происходящего с ними уже сейчас. Они не
вопрошают благоговейно, откуда у них эти способности,
и даже поняв, что Ты создал их, они не вручают себя
* Т. е. о том времени, когда Августин порвал с манихеями.
** Впоследствии Августин напишет сочинение "Против Фавста"
в 33-ех книгах, каждая из которых будет начинаться длинной цитатой
из произведения Фавста об основах манихейства.
528