Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/528"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
шать Тебя, дабы "радостью радоваться, слыша голос же-
ниха" (Иоан. III, 29), но не слышал, ибо заблуждение
мое громко звало меня и увлекало наружу. Ты не давал
мне услышать радость и веселие, и не радовались кости,
Тобою сокрушенные (Пс. L, 10).
Глава XVI
И много ли пользы было мне в том, что в свои
двадцать лет я был единственным из учеников, кто смог
прочесть и понять "Десять категорий" Аристотеля? А ведь
мой наставник и многие другие, мужи весьма ученые,
превозносили эту книгу до небес, и я мечтал о ней, как
о чем-то великом и божественном. Беседуя по прочтении
ее об этих категориях с другими, я узнал, что самостоя-
тельно постиг то, что другим далось с большим трудом,
после многих объяснений и даже рисунков на песке. Мне
же показалось, что книга достаточно ясно толковала о
субстанциях и их признаках, например: человек — качество;
его рост — количество; он чей-то брат — отношение; он
находится там-то — место; он родился тогда-то — время;
он стоит или сидит — положение; он с оружием и в
обуви — обладание; он делает или претерпевает то-то —
действие. Под эти девять категорий можно подобрать уйму
примеров. И что, какая в них польза? Насчет пользы не
скажу, а вред определенно был, ибо полагая, что десятью
категориями охватывается все вообще, я и Тебя, Господи,
простого и неизменного, силился рассматривать в качестве
субъекта Твоих же величия и красоты, как будто речь
шла о телесных атрибутах, тогда как Твое величие и Твоя
красота — это Ты сам. Тело же само по себе ни велико,
ни прекрасно. Ложью были мои мысли о Тебе, жалким
вымыслом, а не блаженною крепостью Твоей. Ибо Ты
повелел, и стало: "терние и волчцы" произвела мне земля,
и "в поте лица" своего ел я хлеб свой (Быт. III, 18, 19).
Велика ли была польза от того, что я, раб злых страстей,
сам прочел и понял все книги, касавшиеся свободных
искусств? Я радовался, читая их, и не понимал, откуда в
525