Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
любовью на любовь, не требуя ничего взамен, кроме
дружеской благожелательности. Потому так тяжела утрата
друга, потому так сиротеет сердце; с потерей жизни
умерших, мертвеет жизнь живущих. Блажен, кто любит
Тебя, кто любит и ближнего в Тебе, и врага ради Тебя.
Тот не утратит близких своему сердцу, для кого дороги
все ради Того, Кто существует всегда и пребывает вечно.
И Кто это, как не Ты, Господи, Бог, сотворивший небо
и землю и наполняющий их. Тебя никто не теряет, кроме
того, кто сам удаляется от Тебя, а что значит удаляться
от Тебя, как не бежать от Твоей кротости к Твоему же
гневу? Не везде ли встречает такой закон Твой в наказании
своем? И закон Твой — истина, и истина — это Ты.
Глава X
"Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и
спасемся!" (Пс. LXXIX, 8). Куда бы ни обратилась душа,
кроме Тебя, повсюду ожидает ее боль, хотя бы и встретила
она красоту, но красоту вне Тебя и вне себя. Да и что
это за красота, если она — вне Тебя? Прекрасное рождается
и умирает; родившись, оно растет, стремясь расцвести, а
расцветя — стареет и гибнет. Не всегда, впрочем, успевает
состариться, но гибнет — всегда. И чем скорее родившееся
растет, утверждая этим свое бытие, тем скорее оно стре-
мится к небытию. Такова судьба всего преходящего, ибо
оно — только часть целого, но не целое; части же не
существуют одновременно, но, сменяя друг друга, они
подобны актерам, играющим свои маленькие роли в одной
большой пьесе. Это также похоже на нашу речь: она не
будет целой, если каждое произнесенное слово будет
постоянно звучать вместо того, чтобы исчезнуть и уступить
место другому слову.
"Буду восхвалять Господа, доколе жив" (Пс. CXLV, 2),
Господа, Создателя всего. И да не прилепится душа к
миру в чувственной любви, ибо мир идет к небытию,
терзая душу смертной тоской; стремится душа отдохнуть
на том, что любит, но где отдохнуть ей в этом мире,
519