Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
порока, как задыхалась в чадном дыму суетствования и
лжи.
В то время я незаконно сожительствовал с одной
(женщиной); нас скрепляла пылкая и безрассудная страсть,
и я был верен ее ложу. Здесь на собственном опыте я
смог убедиться, сколь велика разница цржду законным
супружеством, чья цель — деторождение, и союзом чув-
ственной любви, в котором если и рождаются дети, то
это поначалу не радует, хотя сама природа впоследствии
заставляет родивших любить свои чада.
Припоминаю еще одно: мне как-то пришлось выступать
на сцене на состязаниях поэтов. И вот, пришел ко мне
прорицатель-гаруспик, обещая за немалое вознаграждение
обеспечить победу. Но я отверг его гнусное искусство,
сказав, что и ради золотого венца бессмертия не позволил
бы убить даже мухи (дело в том, что этот гаруспик,
умерщвляя животных, добивался расположения каких-то
демонов). Но и эту мерзость, Господи, Боже сердца моего,
отверг я не из любви к Тебе, ибо тогда еще не умел
любить Тебя: меня влекло к себе и понуждало любить
чувственное и плотское. А преданная плотскому душа —
разве не грешит она вдали от Тебя, вверяясь обманам и
"гоняясь за ветрами" (Ос. XII, I)? Я не желал, чтобы за
меня приносили жертвы демонам, хотя сам приносил им
жертвы своим суеверием. А ведь "погоня за ветрами" —
это и есть погоня за этими падшими духами, когда
пребывающий в пагубных заблуждениях служит для них
предметом забавы и осмеяния.
Глава III
Я вел предосудительные беседы с обманщиками-астро-
логами, которых еще называют математиками; они не
вызывали духов и не приносили им жертвы, но христи-
анская религия отвергает и осуждает и их. Истинное благо
— исповедоваться Тебе, Господи, и взывать: "Помилуй
меня, исцели душу мою; ибо согрешил я пред Тобою"
(Пс. XL, 5). Благо — не употреблять во зло милосердие
512