Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/511"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
заслуживают и порицания, как беззаконные, и некоторого
одобрения, ибо обещают нечто лучшее в грядущем. Есть
и такие поступки, которые напоминают грех, но таковым
не являются, ибо не оскорбляют ни Тебя, ни людей. Да
и нелегко сразу понять, стремится ли, например, кто-либо
к приобретению иных вещей, сообразных и времени, и
образу его жизни, потому, что они ему нужны, или же
им движет страсть к приобретению? Далее, судья, строго,
но справедливо осуждающий виновного: делает ли он это
ради его исправления, или просто наслаждается властью
и тешит свою жестокость? Есть также немало и таких
дел, которые люди осуждают, но которые одобрены свиде-
тельством Твоим; и наоборот: которые люди хвалят, а Ты
— осуждаешь. Разными бывают и видимость поступка, и
намерение совершившего, и тайное стечение обстоятельств.
И когда Ты вдруг заповедуешь что-либо непривычное и
неожиданное, что-то такое, что ранее Тобой осуждалось,
и не являешь при этом причину такого повеления, то кто
усомнится, что если даже оно и противоречит обычаям
времени и места, его надлежит немедленно исполнить,
ибо праведен только тот, кто служит Тебе. Блаженны те,
которые знают, что от Тебя и Тебе. Ибо все делается
служителями Твоими, дабы явить, что должно делать
сейчас, и что надлежит в будущем.
Глава X
Не понимая этого, я, безумный, потешался над святыми
служителями и пророками Твоими. И чем закончился этот
смех? Тем, что Ты посмеялся надо мной! Исподволь меня
подвели к самым абсурдным представлениям, например,
что винная ягода и ветка, с которой ее срывают, плачут
слезами, "похожими на молоко". Если "святой" съест ее
(а сорвать ее для него должны были непременно другие,
ибо зачем же ему было грешить!), то, помолясь, повздыхав
и рыгнув, он выдохнет из нее частичку Божества; эти
частички так бы и остались заключенными в ягоде, если
бы "святые избранники" не освободили их зубами и
508