Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/507"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
и подлиннее тела. Ты — жизнь души, жизнь жизни,
животворящая и неизменная вовеки.
Где же был Ты тогда для меня, когда я скитался вдали,
когда питался пищею, которою побрезговали бы и свиньи?
Ведь даже басни грамматиков и поэтов лучше, чем эти
сети. Кто, в самом деле, поверит стихам о^летящей Медее,
а между тем верил же я басням о пяти элементах,
погруженных в пять пещер мрака, которых нет в природе,
но которые способны погубить. В стихах о Медее нет
лжи, ибо кто же поверит в это? А тому я поверил. Горе
мне, окаянному, сошедшему в поисках Тебя в глубины
адовы; я искал Тебя, Боже, руководствуясь не разумом,
коим Ты отличил меня от скотов, но телесным чувством.
Ты же все время был во мне — глубже глубин моих и
выше вершин. Но я соблазнен был той женщиной, без-
рассудной, шумливой и глупой, сидевшей у дверей дома
своего на стуле и говорившей: "Воды краденные сладки,
и утаенный хлеб приятен" (Притч. IX, 13 — 17); ибо
жил я внешним, мыслил по плотски и заглатывал все,
что мне предлагалось.
Глава VII
Я был далек от истины, полагая разумным поддакивать
лжецам, коварно вопрошавшим меня о происхождении
зла, о телесной форме Творца, о том, есть ли у Него
волосы и ногти, праведны ли многоженцы и приносящие
кровавые жертвы. Я терялся в своем невежестве, и, уходя
от истины, думал, что приближаюсь к ней. Откуда мне
было знать тогда, что зло — это умаление добра, доходящее
порою до полного ничтожества? Что мог я узреть, телесно
видевший не дальше тела, а духовно — не дальше при-
зраков? Не знал я тогда и того, что Бог есть Дух, не
имеющий членов и пространственной величины; ибо всякая
величина делима, и часть ее — меньше целого, и даже
если она бесконечна, то часть, ограниченная пространством,
конечна. Имеющее величину не может быть целокупным
и вездеприсущим, как Дух, как Бог. И что есть в нас
504