Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/503"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
потому, что не может уязвить Тебя никакая печаль. Но
"кто способен к сему" (II Кор. II, 16)?
Но в те дни я, несчастный, любил печалиться и искал
поводов для печали. Какое наслаждение приносила мне
игра актера, если, изображая на сцене придуманные стра-
дания, он вызывал у меня слезы. Так я, #вца, отбившаяся
от стада Твоего, опаршивел и покрылся струпьями, и эта
печаль, не истинная печаль, ибо я отнюдь не хотел
испытать те же невзгоды, что и герои на сцене, а
вымышленная печаль о вымышленном же горе была как
бы скребком, о который я с наслаждением расчесывал
язвы мои. Такова была жизнь моя, Господи, но была ли
это жизнь?
Глава III
Но неизменное милосердие Твое не оставляло меня. Я
предавался великим беззакониям, погряз в кощунственном
любопытстве, покинул Тебя ради угождения обманчивых
демонов злыми делами своими. Даже во время службы в
церкви Твоей я горел похотью и улаживал свои делишки,
за что и был покаран Тобою, но сколь милостиво сравни-
тельно с прегрешением моим! О, неизменно милосердный
Господь мой, прибежище мое; среди скольких опасностей
скитался я вдали от Тебя. Я искал свои пути и брезговал
Твоими, любил свободу — свободу беглого раба!
Привлекали меня к себе и те занятия, которые весьма
почитались: так, я мечтал о форуме с его тяжбами; там
я хотел блистать и получать похвалы, тем большие, чем
искуснее ложь. Такова слепота человеческая, слепота, ко-
торою любят хвалиться. Я был самым искусным оратором
в нашей школе, и радости и гордыне моей не было
предела. Впрочем, Ты знаешь, Господи, внешне я умел
быть спокойным и не вел себя так, как иные, совращавшие
честных новичков, забавы ради, с прямого пути. Но я
жил среди них и, бывало, стыдился, что и сам не такой.
А ведь что можно представить себе более мерзкого, более
дьявольского? И недаром же таких называли "соврати-
телями"! Конечно, и их когда-то совратили и развратили
500