Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
должен бояться человек того, что происходит на сцене,
тем более он и получает удовольствия. Когда все это
происходит с ним самим, это называют страданием, когда
— с кем-то из близких, он им сострадает, но разве можно
сострадать театральным басням? И разве призовут его здесь
на помощь? Нет, его приглашают лишь печалиться, и чем
более он опечален, тем благодарнее автору этого измыш-
ления; если старинные или придуманные бедствия не
тревожат его, он бранит автора и актеров и, зевая, покидает
театр, а если тревожат, он глядит неотрывно, печалясь и
радуясь.
Так неужто же приятны слезы и любезна печаль? Нет,
люди предпочитают радоваться. Им не хочется страдать,
но приятно сострадание, а поскольку нельзя сострадать
без печали, то приемлется и печаль. Сострадание ведет
свое начало из источника дружбы, но куда течет сам этот
источник? Зачем впадает он в бурное море темных страстей,
утрачивая былую прозрачность, забывая о ней? Так что
же, сострадание дурно? Да не будет! Пускай и печали
будут любезны, но ты, душа моя, находясь под защитой
Отца своего, Бога отцов наших, всеславного и всеблагого,
берегись скверны. Я и теперь готов сострадать, но тогда,
в театре, я наслаждался с влюбленными их греховной
усладой, печалился с ними при их разлуке, но и в том,
и в другом случае — получал удовольствие. Воистину,
более достоин сожаления радующийся себе на позор, чем
тот, кто решит, что терпит муку, лишившись гибельного
наслаждения и утратив свое жалкое счастье.
Когда сострадание истинно, печаль не приносит удо-
вольствия. Хотя человек, опечаленный чужим горем, и
заслуживает одобрения, но если он действительно милосер-
ден, то предпочтет, чтобы этого горя не было. Трудно
представить себе зложелательную благожелательность, а
ведь только она могла бы породить в сострадательном
желание, чтобы не иссякала причина его состраданий.
Выходит, есть скорбь, заслуживающая одобрения, но нет
— заслуживающей любви. Господи мой, успокоитель душ,
сколь чисто сострадание Твое, сколь неизменно оно именно
499