Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
я готов был просить тебя взять сторону академиков так,
чтобы казалось, что ты не только спорил, но и действитель-
но был убежден, что истины познать нельзя. Итак, между
нами идет речь о том, вероятно ли, на основании при-
водимых ими доказательств, что истинно воспринять нельзя
ничего и что не следует ничему доверять? Если ты докажешь
это, я уступлю охотно. Но если я буду в силах доказать,
что гораздо вероятнее, что мудрый может дойти до истины,
а равно и то, что не всегда следует устранять доверие,
то у тебя, полагаю, не останется причины, почему бы
тебе не пристать к моему мнению.
Когда он и все присутствовавшие с этим согласились,
мы отправились домой.
КНИГА ТРЕТЬЯ
Состязание первое
1. Когда мы на следующий день сидели вместе в банях
(было пасмурно, что отбивало всякую охоту идти на луг),
я начал свою речь так:
— Думаю, всем присутствующим ясно, о каком предмете
мы будем вести наши рассуждения. Но, прежде чем при-
ступлю к изложению своих воззрений, я попрошу вас
выслушать о надежде, о жизни, о назначении нашем, от
предмета не уклоняющееся. Я полагаю, что искать исти-
ну — не пустая или излишняя, но необходимая и самая
важная наша обязанность. В этом мы согласны с Алипием.
Ибо прочие философы думали, что их мудрецы находили
ее, академики же о своем мудреце говорили, что он должен
был с величайшим усилием ее искать, и что он делал это
усердно. Но так как она или скрывалась, будучи чем-либо
заслонена, или не выделялась, будучи смешанной с чем-то
Другим, то за правило жизни он принимал то, что находил
вероятным или истиноподобным. Это вытекало, как след-
ствие вашего прежнего рассуждения. Ибо, коль скоро один
Утверждал, что человек становится блаженным, когда истина
найдена, а другой — когда она только тщательно ищется,
47