Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/498"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
прелести звезд, моря и земли? Увы, в нем не было даже
той ущербной красоты, какую можно найти в обычном
прелюбодеянии.
Как хочет прикинуться гордыня высотою души, хотя
один Ты превыше всех, Господи мой; как честолюбие
ищет почестей и славы, хотя лишь Тебя надлежит почитать
и славить вовеки; как стремится жестокость внушить всем
страх, но кого же бояться, как не Тебя, истинного Бога?
Что вне власти Твоей? Что и как может укрыться от суда
Твоего? И влюбленный ищет взаимности, но что прекраснее
Твоей любви, что спасительнее Твоего милосердия, что
светлее правды Твоей? Любознательность ищет познаний,
но где же истинные знания, как не в Тебе? Даже невежество
и глупость пытаются прикрыться именами невинности и
простоты, но что проще и невиннее Тебя, Господи?
Воистину, "злоба его обратится на его голову, и злодейство
его упадет на его темя" (Пс. VII, 17). Лень представляется
желанием покоя, но только у Господа мы обретаем покой.
Роскошь говорит: я — полнота и достаток; но только Ты
— неиссякающая полнота и преизобильность щедрот; так
что напрасно мотовство мнит себя щедростью. Скупость
стремится овладеть многим, Ты же — владеешь всем.
Зависть судится за превосходство, но что превосходит
Тебя? Гнев жаждет мести, но Ты ли — не истинное
отмщение? Стах, боясь превратностей судьбы, хочет обе-
зопасить то, что любит, но кто отнимет у Тебя то, что
любишь Ты? Люди печалятся, потеряв то, чем утешалась
их жадность, не желающая терять, но Ты не теряешь
ничего. Так похотствует душа, отвратившаяся от Тебя и
мнящая, что вне Тебя найдет то, что можно обрести
только в Тебе. Удалившиеся от Тебя восстают против
Тебя, как бы ища уподобления Твоей тени. Но даже и
этим они свидетельствуют, что Ты — Творец мира, и вне
Тебя нет ничего.
Итак, что же влекло меня к тому воровству? В чем
стремился я уподобиться тени Твоей? Было ли мне приятно
обмануть закон, открыто воспротивиться которому я не
смел, и вот я, жалкий раб, безнаказанно создал себе
иллюзию свободы, тень и подобие всемогущества? О,
495