Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-1-2000/497"]Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742. ISBN 5-89329-212-X[/URL]
 

OCR
из двух: или стремление получить какое-либо из низших
благ, или страх перед его потерей. Сами по себе эти блага
могут быть красивы и почетны, но что они по сравнению
с высшим Благом? Почему совершено убийство? Убийца
влюбился в жену своей жертвы, или позарился на его
имение, или же грабил его, по нужде ли, или из зависти,
или тот преследовал его и хотел разорить, или нанес ему
жестокую обиду. Кто поверит в убийство ради убийства?
Даже если речь идет о бессердечном безумце, находившем
радость в самой жестокости, приводится своя причина:
"Дабы рука и душа не становились вялыми от без-
действия"*. То есть он (Каталина) множил свои прес-
тупления затем, чтобы приобретать все новые почести,
богатства и власть, не бояться законов и не отвечать за
предыдущие преступления. Выходит, и Катилина любил
не сами свои преступления, а совершал их ради чего-то
другого.
Глава VI
Так что же меня, окаянного, влекло к тебе, постыдное
воровство мое, презренный ночной проступок, совершен-
ный мною на шестнадцатом году жизни моей? В самом
воровстве, как воровстве, не было ничего привлекательного.
Что же мне сказать Тебе, Господи? Что были прекрасны
плоды, как прекрасно и все, созданное Тобою, ибо Ты
— прекраснейший и всеблагий Господь, Творец всего,
высшее и истеннейшее Благо мое? Да, они были прекрасны,
но не их желала душа моя. У меня их было предостаточно,
причем гораздо лучших. Я своровал лишь затем, чтобы
своровать; ворованное же я выбросил, ибо истинной до-
бычей моей была неправда моя. А если какой из тех
плодов я и попробовал, то лишь потому, что это был
десерт, обедом же было само преступление. Но что это,
Господи, был за обед! Была ли в нем красота спра-
ведливости и того разумения, что находим мы в нашем
уме, памяти, живости чувств? Было ли в нем что-либо от
* Саллюстий. Заговор Катилины, кн. XVI-ая, З.
494