Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
а из любви к неправде. Я украл то, что было у меня в
изобилии; мною руководила не жажда обладать похищен-
ным, а наслаждение от самого воровства и греха.
Неподалеку от нашего виноградника росла груша, вся
покрытая плодами, вполне, впрочем, обычными и по виду,
и по вкусу. Итак, мы, испорченные юнцы, отправились
в глухую полночь (вот до какого часа продолжались наши
уличные забавы!) отрясти ее и собрать свою добычу. Мы
унесли оттуда большую ношу, но не для еды (мы готовы
были выбросить все это свиньям), а ради совершения
поступка, сладостного нам только потому, что он был
запретен. Так, Господи, сердце мое, над которым Ты
сжалился, оказалось на краю бездны. Пусть теперь ответит
оно Тебе, зачем стремилось оно ко злу безо всякой нужды
и цели. Порочность моих поступков порождалась внутрен-
ней порчей; и я любил ее, любил свою погибель, свое
падение и само дно любил я, падшая душа, низринутая
из крепости Твоей; порок не был для меня средством,
он был моей целью.
Глава V
Есть своя прелесть в красивых телах, и в золоте, и в
серебре, и во многом другом подобном. Зрению, например,
приятна гармония частей, другим чувствам приятны иные
свойства. Своя красота есть и в земных почестях, и во
власти, и в стремлении раба стать свободным. Но недо-
пустимо одно: в погоне за всем этим нарушать законы
Твои, Боже, и удаляться от Тебя. Много есть хорошего
в этой нашей земной жизни, и лучшее из всего — дружба,
связывающая милыми узами многих в одно. Но как часто,
увлекшись этими низшими благами, человек покидает
лучшее и наивысшее — Тебя, Господи, правду Твою и
закон Твой. Сладостны эти низшие блага, но не столь
сладостны, как Ты, Боже, сотворивший все; "Праведник
возвеселится о Господе и будет уповать на Него" (Пс.
LXIII, 11), ибо Он — высшая услада праведных сердцем.
Когда спрашивают о причине, побудившей человека
совершить преступление, то, как правило, называют одну
493