Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава II
В чем искал я наслаждений, как не во взаимности
любви, в том, чтобы любить и быть любимым? Но душе
в этом ее устремлении недоставало меры, и я не хотел
довольствоваться доброй дружбой; напротив, поднималась
во мне буря нечистых страстей и омрачала сердце мое,
так что я не мог уже отличить светлой чистоты любви
от мрачной грязи похоти. То и другое смешалось во мне
и увлекло слабый возраст в стремнину страстей и бездну
пороков. Возобладал надо мною гнев Твой, Господи, но
я не заметил и не понял этого. Я был как бы оглушен
звоном цепей бренности моей — наказанием за мою
гордыню. Так я все дальше удалялся от Тебя, и Ты не
препятствовал мне. Я не стеснялся превозноситься самыми
постыдными делами, на которые я был тогда охоч, почитая
их чуть ли подвигами и стараясь превзойти других позорным
удальством, поскольку только этим и восхищались в кругу
своевольных юнцов; а Ты все молчал! О, глупые восторги!
о, бессмысленные наслаждения! Но Ты терпел и это, видя
мое падение, мою нелепую гордость отверженностью и
бессилием своим.
Где мне было искать того, кто принял бы во мне
участие и вызволил из этой беды, кто обратил бы пре-
ходящие удовольствия мои мне же во благо, положив
предел их обольстительной силе? И вправду, лучше уж
бурным волнам юности моей было разбиться о берег
супружеской жизни, когда все свелось бы к рождению
детей по закону Твоему, Господи, по которому Ты через
нас творишь и образуешь преходящие поколения смертных,
очищая им путь от терний и волчцов, коих нет в вертограде
Твоем. Ибо всемогущество Твое всегда рядом с нами, хотя
бы мы и удалились от Тебя. О, если бы я внял гласу
грома Твоего: "Таковые (т. е. вступающие в брак) будут
иметь скорби по плоти; а мне вас жаль", и еще: "Хорошо
человеку не касаться женщины", а также: "Неженатый
заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый
заботится о мирском, как угодить жене" (I Кор. VII, 28;
1; 32). Если бы вслушался я в эти слова, став скопцом
489