Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XIX
Вот к какой жизни готовился я, несчастный, вот на
каком ристалище упражнялся. Мне страшнее было до-
пустить варваризм, чем зависть к тем, кто сказал лучше
меня. Говорю Тебе, Господи, и исповедуюсь в том, за что
хвалили меня тогда те, чье одобрение во многом определяло
в то время терпимость моего существования. Я не видел
той пучины мерзостей, в которой был "отвержен я от
очей Твоих" (Пс. XXX, 23). Но я был еще хуже, ибо
вызывал неудовольствие даже и у тех людей: я без конца
обманывал и воспитателей, и учителей, и родителей моих,
ибо предпочитал всему забавы, кривляния и пустые зре-
лища. Я воровал со стола и из кладовой, и не только
из-за обжорства, но и чтобы купить себе новые игрушки.
И в игре не раз я обманным путем добивался победы,
сам побежденный при этом пустою жаждою превосходства.
А ведь когда я замечал нечто подобное за другими, то
как ненавидел это, как преследовал подобные поступки!
Но если сам попадался, то упорствовал и все отрицал.
Это ли невинность детская? Нет, Господи, нет; молю
Тебя, Боже мой! Ведь так всегда: вначале от воспитателей
и учителей — орехи, мячики и воробьи, затем от перфектов
и царей — золото, поместья и рабы, а вместо линеек и
розг — тюрьмы и кандалы. Итак, Царь наш, ты лишь
одобрил смирение, когда сказал о ребенке: "Таковых есть
Царство Небесное11 (Мф. XIX, 14).
Глава XX
И все же, Господи, благодарю Тебя, всевышнего и
всеблагого Творца и Правителя мироздания, и благодарил
бы даже в том случае, если бы благоугодно было Тебе,
чтобы жил я не долее детства. Ибо я и тогда существовал,
жил и сознавал свое бытие, заботясь о своем самосохра-
нении, как бы об образе Того Единого, от которого я
произошел, сберегая по сокровенному влечению целост-
ность чувств моих даже в малом и услаждаясь истиной в
487